Историческая справка «Дома c Атлантами» ул. Солянка, 7
История «Дома с Атлантами» берет свое начало в 1776 г. Первым владельцем являлся полковник, прокурор и титулярный советник И.А. Васков, разместивший на территории усадьбы каменные палаты (в глубине двора).
В 1857 году усадьба переходит к новому владельцу, князю и тайному советнику – Ю.А. Оболенскому. В 1807 году, во времена военных действий, князю была пожалована золотая шпага с надписью «за храбрость». Владение в то время никаким изменениям не подвергалось.
В 1882 году владение переходит к московскому купцу Алексею Дмитриевичу Расторгуеву, являвшегося потомственным почетным гражданином и членом Московской государственной думы. Расторгуев основал вместе с отцом торговый дом Д. и А. Расторгуевы". Занимался торговлей чаем и сахаром. Именно в этот период была уничтожена великолепная, существовавшая со второй половины XVIII века, городская усадьба. По заказу А.Д. Расторгуева архитектор Московской государственной думы В.Н. Карнеев проектирует дом для полифункционального использования (торгово-жилой). Карнеев производит строительство большого трехэтажного жилого доходного дома, занявшего территорию главного дома, флигелей, и парадного двора.
Дом с Атлантами построен в стиле Неоренессанс. Архитектурный стиль является одной из наиболее распространённых форм историзма XIX века, воспроизводивший архитектурные решения времён Возрождения. Главный фасад украшают фигуры атлантов, поддерживающие балкон над центральным входом, львиные маски под карнизом и жезлы Меркурия на замковых камнях окон первого этажа. Балконы оформлены литыми ограждениями чугуна. Внутри были роскошные интерьеры с мраморными подоконниками и каминами итальянской работы. На первом этаже располагался магазин домовладельца. Верхние этажи – жилые. Сложившийся доходный комплекс перестройкам не подвергался. Строительные мероприятия ограничивались в основном ремонтными работами.
В 1909 году наследники А.Д. Расторгуева продали дом статскому советнику П.И. Харитоненко, владельцу сахарных заводов. Успешное ведение дел позволило ему стать одним из самых состоятельных людей в России в 1900-х годы. Его капитал современники оценивали в 60 миллионов рублей. В Государственном банке у Харитоненко была крупнейшая кредитная линия в 9 миллионов рублей. Помимо ведения успешного бизнеса, П.И. Харитоненко коллекционировал иконы и западноевропейскую живопись XIX века. Являлся членом Московского общества любителей художеств. Также, он стал первым председателем Общества друзей Румянцевского музея и был избран почетным членом Академии художеств.
В 1901 г. В.А. Серов создал портрет Харитоненко, который в данный момент находится в Третьяковской галерее. Французский художник Франсуа Фламинг исполнил портрет супруги Харитоненко, который в данный момент находится в Эрмитаже.
Верхние этажи в 1914 г. сдавались в аренду Эденбергу, Рябушинскому и семье Ляпуновых, квартира которых состояла из 14 комнат.
Семья Ляпуновых занималась строительством железных дорог и коллекционировала картины. В их коллекции было только около 30 работ Левитана. Собрание картин после революции было передано в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. В коллекции находились, в основном, произведения русских художников – Боровиковского, Левицкого, Тропинина, Веницианова, Кипринского, Брюллова, Рокотова, Щедрина, Куинджи, Сурикова, Репина, Верещагина, Врубеля, Бенуа и других. Кроме того, было собрано 30 полотен Левитана. Были здесь и работы западных авторов – Гейнсборо, Коро, Моне, Сезанна. В этих стенах родился и вырос будущий советский математик, один из основоположников кибернетики, член-корреспондент АН СССР – А.А. Ляпунов.
Во второй половине XX века дом находился в ведении Жилищного товарищества и был передан учреждениям здравоохранения, позднее — Академии медицинских наук СССР. В то же время здесь жили: директор института биохимии В.В. Потёмкин и сотрудник института Г.Г. Каранович. В квартире № 5 проживали известные ученые физик П. П. Лазарев и химик С. С. Наметкин. С 1970 года в здании находился проектный институт Минздрава РСФСР. В 2004 году дому присвоен статус выявленного объекта культурного наследия.